Практико-ориентированное обучение студентов высших учебных заведений (библиографический указатель литературы)
Усиление практической подготовки специалистов является одной из основных задач системы высшего образования.
В целях усиления практической подготовки специалистов УВО необходимо:
исключить формальный подход к организации прохождения практики обучающимися и совместно с заинтересованными организациями обеспечивать должный уровень ее проведения;
в ходе разработки (корректировки) образовательных стандартов, типовых учебных планов и учебных планов УВО по специальностям вести оптимизацию (пересмотр) объемов практик по годам, начиная с 1-го курса, и сроков их проведения;
обеспечить регулярное заслушивание на советах УВО, советах факультетов с участием заинтересованных вопросов практико-ориентированного обучения, взаимодействия с заказчиками кадров, подведения итогов практик, мониторинга профессиональной деятельности выпускников с принятием конкретных решений по устранению выявленных недостатков и выработкой действенных предложений по совершенствованию образовательного процесса и организации практического обучения студентов;
расширять сеть филиалов кафедр и базовых организаций;
внедрять элементы проектной деятельности в подготовке специалистов и магистров;
усилить связь образовательного процесса с научно-исследовательской работой, обеспечив утверждение тематик курсовых проектов (курсовых работ) и дипломных проектов (дипломных работ), магистерских диссертаций в рамках выполняемых кафедрой научных проектов с учетом приоритетных направлений научных исследований Республики Беларусь;
привлекать студентов, магистрантов, склонных к научной деятельности, к выполнению научных исследований на условиях оплаты;
при определении перечня учебных дисциплин компонента УВО отдавать предпочтение практико-ориентированным учебным дисциплинам, обеспечивающим формирование профессиональных компетенций, позволяющих работать в инновационных условиях, ориентироваться в новых технологиях, применять знания на практике;
привлекать к разработке содержания образовательных программ представителей работодателей;
связывать освоение учебных дисциплин с решением конкретных задач (научно-исследовательских, производственных) путем пересмотра содержания обучения и методики проведения занятий;
обеспечить разработку и внедрение в образовательный процесс совместно с организациями-заказчиками кадров фондов практико-ориентированных заданий, направленных на решение стоящих перед соответствующей организацией на данный момент проблем;
обеспечить включение в состав государственных экзаменационных комиссий (далее – ГЭК) представителей заказчиков кадров, предусмотрев по окончании работы ГЭК предоставление отчета о работе ГЭК руководителю УВО и руководителю государственного органа (организации), в подчинении которого данное УВО находится, по его требованию;
расширить применение инновационных образовательных технологий, в частности, эвристического обучения, кейс-технологии (case-study).
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь № 03-01-18/7310/дс/ от 20.08.2021 г. «Об организации образовательного процесса в учреждениях высшего образования в 2021/2022 учебном году»